I. Общие положения

Модель Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования (далее – Модель СПб РСОКО, Модель) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартами и другими документами, определяющими функционирование и развитие системы образования Российской Федерации.

Модель обеспечивает преемственность в развитии целей, задач и форм деятельности по управлению качеством образования, заложенных на предыдущих этапах работы СПб РСОКО.

II. Основные понятия в Санкт-Петербургской региональной системе 
оценки качества образования

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (часть 1, ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).

Понятие «качество образования», используемое как основа модели СПб РСОКО, закреплено Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, п. 29).

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам федеральным государственным требованиями (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Понятие «оценка качества образования раскрывается в ст. 92, 93, 95, 96 и 97 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Оценка качества образования осуществляется в рамках процедур государственной и общественной аккредитации, мониторинговых исследований в системе образования, государственного контроля (надзора) в сфере образования, аттестации руководящих и педагогических кадров, государственной итоговой аттестации выпускников, независимой оценки качества образования.

Оценка качества включает:

  • качество образовательных достижений обучающихся,
  • качество образовательных программ,
  • качество условий осуществления образовательного процесса,
  • качество управления.

Система оценки качества образования – оценка и управление качеством в образовательных организациях, в образовательной системе Санкт-Петербурга на региональном и районном уровнях, включающая систему оценки качества подготовки обучающихся, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты.

Система оценки и управления качеством образования действует в условиях информационной открытости системы образования.

Модель СПб РСОКО рассматривается как создание механизма управления качеством образования в регионе, представляющего собой совокупность инструментов и организационных структур для оценки степени соответствия:

  • подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, их индивидуальным образовательным потребностям участников образовательного процесса в образовательных организациях Санкт-Петербурга, потребностям организаций среднего и высшего профессионального образования, предприятий и учреждений; 
  • образовательной деятельности требованиям ФГОС к условиям реализации образовательной деятельности, потребностям обучающихся, потребностям организаций среднего и высшего профессионального образования, предприятий и учреждений, региона в целом;
  • через получение полной, объективной и достоверной информации, включая информацию об индивидуальных особенностях развития обучающихся, особенностях деятельности педагогических работников и образовательных организаций, позволяющей формировать систему адресной помощи и принимать управленческие решения.

III. Цель и основные задачи Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования

В качестве цели Модель СПб РСОКО предусматривает получение и распространение объективной и достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего образования, дополнительного образования и среднего профессионального образования и причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы управления образованием и предоставления необходимой информации участникам образовательного процесса, работодателям, обществу и его институтам.

В Модели предусматривается, что СПб РСОКО выполняет аналитические, организационно-технологические, методические, управленческие задачи, которые могут уточняться и трансформироваться по мере развития СПб РСОКО.

IV. Общие принципы построения Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования

Общие принципы, на которых строится Модель СПб РСОКО, определяются на основе положений общероссийской системы оценки качества образования с учетом региональных особенностей:

В основу формирования Модели положены принципы:

  • объективности, достоверности, полноты и системности информации, включая:
  • открытости и информационной безопасности;
  • преемственности целей и задач СПб РСОКО;
  • инструментальности и технологичности;
  • адресности оценочных процедур и управленческих решений;
  • единства и сопоставимости организационных форм, инструментов и результатов;
  • соблюдения морально-этических норм при осуществлении процедур оценивания;
  • ответственности участников образовательного процесса за повышение качества образования.

V. Организационная структура Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования

Модель СПб РСОКО включает три уровня управления образованием: региональный, районный и уровень образовательной организации.

На каждом уровне Модель предусматривает реализацию управленческого цикла от постановки целей к принятию управленческих решений и анализу их эффективности.

С целью обеспечения функционирования СПб РСОКО Комитет определяет организацию-оператора СПб РСОКО из числа подведомственных организаций, формирует подходы для обеспечения единство пространства оценки и управления качеством образования на уровне районов и образовательных организаций.

В целях совершенствования работы по вопросам оценки и управления качеством образования Комитет формирует Координационный совет по развитию региональной системы оценки качества образования (далее – Координационный совет). Развитие СПб РСОКО осуществляется Комитетом самостоятельно или на основании предложений Координационного совета и организации-оператора СПб РСОКО.